Впрочем, по словам директора Восточно-Казахстанского казённого предприятия водных путей Галины Петренко, и этих денег недостаточно для проведения полной капитальной реконструкции шлюзов.
- Нам бы миллиардов пятнадцать, - говорит Галина Павловна, - вот тогда бы мы развернулись в полную силу!
Увы, таких средств в бюджете нет, поэтому приходится довольствоваться выделенной суммой. В любом случае она позволит сделать многое. В частности, заменить ворота на
Усть-Каменогорском шлюзе, усилить все пять на Бухтарминском, произвести бетонное усиление стен, обновить координально лифтовое хозяйство, установить новые насосные станции, проверить системы электроснабжения, водоотлива, телефонной связи и так далее.
- Самые большие сложности нас ожидают при замене ворот, - рассказывает Галина Павловна. - И если проект реконструкции Усть-Каменогорского шлюза существует давно (года три, наверное), здесь всё продумано и рассчитано, можно приступать к работам хоть завтра, было бы финансирование, то на Бухтарминском шлюзе нет пока даже технического обоснования проведения подобного рода реконструкций. Всё упирается в уникальность этого гидротехнического сооружения. Технологическая замена ворот проектом изначально не предусмотрена. К тому же нет сегодня грузоподъёмных механизмов, позволяющих снять одновременно эти многотонные махины и заменить их. Поэтому будем здесь заниматься только усилением ворот...
Проект реконструкции шлюзов предусматривает открытие финансирования в 2008 году. На данном этапе технико-экономическое обоснование, подготовленное работниками
предприятия водных путей, проходит проверку и экспертизу в различных министерствах и ведомствах. Освоение всей суммы средств рассчитано на пять лет - 2008 - 2012 годы.
Кроме полутора миллиардов тенге, Правительством выделено ещё примерно 300 млн. тенге на исследовательскую часть проекта. Речь идёт о тщательном и подробном исследовании стен шлюзовых камер (в первую очередь, на их отклонение от первоначально заданных параметров). Это серьёзная и объёмная часть работы, которую будут выполнять сотрудники специализированных институтов из Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы (институт "Казгидро"), которые в своё время принимали активное участие в проектировании Усть-Каменогорского и Бухтарминского шлюзов.
Что касается непосредственно работ по реконструкции, ими будет заниматься ряд предприятий, с которыми у речников давние связи. Все ремонты будут проводиться, как правило, в межсезонье (в осенне-зимний период времени). Впрочем, учитывая сегодняшнюю
навигацию, когда через все шлюзы в неделю проходит считанное количество судов, в основном прогулочных, часть второстепенных работ будет осуществляться и летом.
Словом, речники Восточного Казахстана одними из первых в нашей республике и в самое ближайшее время приступают к укреплению главного своего богатства - уникальных многокамерных шлюзов, без которых судоходство вверх и вниз по Иртышу не представляется возможным
Владимир Минченко