- Мы не собирались никого удивлять, - рассказывает директор предприятия Галина Петренко, - а уж тем более с кем-то конкурировать и подрывать экономическое положение наших основных речных перевозчиков, ТОО "Иртыштранс", прежде всего. Наша задача совсем в другом: чистить русло Иртыша и обеспечивать безопасное по нему судоходство. И все разговоры о том, что движение по реке невозможно, поскольку дноуглубительные работы проводятся нерегулярно и в недостаточном объёме, совершенно несостоятельны. Иртыш судоходен на всём его протяжении, правда, в нижнем течении реки только для мелкоосадочных грузовых и пассажирских теплоходов и барж...
Нынешний рейс, организованный речниками государственного предприятия
РГК ВК ПВП, - лишнее тому подтверждение. Буксирный колёсный теплоход "Болат Карентаев" (серия БТК - "буксирный толкач колёсный") спокойно и весело зацепил две баржи с грузом кирпича в 500 тонн и без видимых усилий увлёк их за собой вниз по реке. (Кстати теплоход назван именем погибшего недавно вместе с женой Айгуль молодого топ-менеджера, балашаковца, Болата Карентаева, работника Актауского международного морского порта).
В Семипалатинске груз будет через 15-18 часов. Чтобы доставить подобный объём кирпича иным способом, понадобится минимум 45-50 КамАЗов или с десяток железнодорожных вагонов. Если посчитать расход ГСМ, время на погрузку и разгрузку, другие расходы, выигрыш очевиден, речной транспорт остаётся по-прежнему самым удобным и дешёвым. Почему же он так неохотно и редко используется?
Наверное, потому, что у большинства перевозчиков его практически не осталось! И всё потому, что когда проходила приватизация Восточно-Казахстанского речного пароходства, мелкоосадочный флот новыми хозяевами частично был порезан на металлолом, частично продан (или передан на правах аренды) в Россию. Так, например, тот же "Болат Карентаев", построенный на семипалатинской судоверфи в 2001 году проработал в Казахстане всего около двух лет, потом был продан россиянам и вот уже год назад приобретён восточно-казахстанскими речниками в рамках бюджетной программы по обновлению и модернизации флота. Слава Богу, он нынче в прекрасном состоянии, а сколько теплоходов, буксиров и барж за эти годы безвозвратно потеряно?
И ещё один, не совсем понятный и объяснимый момент. Идея Восточно-Казахстанского предприятия водных путей о необходимости и возможности возобновления
грузовых перевозок водным транспортом хотя бы внутри области, факт организации первого такого грузового рейса прошли абсолютно незамеченными представителями местной власти. Приглашались все: работники акиматов - городского и областного, депутаты, другие заинтересованные лица, не пришёл... никто. Почти полтора часа простояли под утренним солнцем речники у частного причала на Левом берегу, ожидая появления хотя бы какого-нибудь, пусть и маленького начальника, и, не дождавшись никого, провели пятиминутный импровизированный митинг, капитан "Болата Карентаева" Шеругазы Абдильдинов разбил о борт БТК бутылку шампанского и дал команду "отдавать концы"...
Вывод неутешителен: до тех пор, пока отношение к проблемам речников со стороны государственных органов управления на местах будет таким сдержанным и прохладным, ни о каких впечатляющих результатах в развитии
грузовых и пассажирских перевозок по Иртышу говорить не приходится.
Владимир Минченко
Усть-Каменогорск