Странники всегда считались особой «кастой». А приютить путника – хорошей приметой. Он принесёт вести из дальних краёв, а, продолжив путь, поведает миру о гостеприимных хозяевах.
От Парижа до Ренна – столицы Бретани – 350 километров. Загородная прогулка для русского, для француза – полстраны. Если у вас мало денег и много времени, автостоп – лучший способ открыть для себя страну изнутри, что-то понять про людей и поиграть с фортуной. Тем более, во Франции поезда дорогие, а люди гостеприимные. В помощь с направлениями – viamichelin.com.
В машинном радио заговорили на странном языке, и водитель объявил: «Demat, Bretagne»! (здравствуй, Бретань). Дядюшка Мартан играет на бомбарде (кельтский духовой инструмент) в сельском ансамбле и устраивает спектакли. Каждое лето все разъезжают по музыкальным фестивалям.
На реннской автостанции Мартан и Дениза «по-родительски» передали меня Фло. Его я нашла в сообществе путешественников couchsurfing.org. Ренн оказался волшебным студенческим городком с цветными колумбажными домиками. Даже в понедельник мы ухитрились провести всю ночь в богемном паломничестве по «улице жажды». А с балкона бывшей тюрьмы наслаждались серенадами гитаристов.
Рыжеволосая задумчивая Энора с твёрдым характером – типичная бретонка из деревушки Калан. На несколько дней мы оказались среди «дьявольских камней» и старинных замков. Приобщились к океанскому побережью, Крепри (ресторанчикам с бретонскими блинами «крэпс») и даже готовили русский борщ.
- В моём доме 4 свободных комнаты, и я всегда рада гостям. Только лучше быть на своей машине, тогда сможешь сам всё объездить.
Отправляясь на работу, Энора подбросила меня до трассы на Нормандию. Ни заправок, ни пешеходов. 20 минут одиночества до появления Анри. Душевный старичок стал расспрашивать про политику и рассказывать про Ла-Манш. Проникся моими познаниями в творчестве Брассанса, Ганзбурга и Риджанни.
- А вот наша молодёжь такого уже и не слышала.
- Не правда, меня про них друг в Париже просветил, – возражала я Анри, французам в защиту.
Финальный аккорд – навестить друга в скромном нормандском Эврё за 500 км отсюда. В случае удачи, я рассчитывала доехать с водителем до сравнительно крупных Ренна, Авра или Руана. Анри спешил на семейный ужин – в тот день его дочь возвращалась из университета в родной городок – Эврё…
- Значит вместе едем в Эврё! Звоню жене, пусть готовит на четверых, – постановил Анри.
Мы так мчались, что в какой-то безлюдной деревне Анри оштрафовали на 90 евро за превышение скорости. Где прятался полицейский – так и осталось загадкой.
Французский семейный ужин – действие в четырёх картинах. После салатов и мясного – мороженное, после картофеля – торт. В антрактах – бокал вина. Без возражений.
Напоследок хозяева предложили постирать мои вещи и вообще оставаться на ночь. Вовремя за мной приехал Поль. Правда, ему достался уже только чай со сладостями.
После всех приключений возвращаешься в Париж, как домой. Только смотришь на всех абсолютно другими глазами. Будто знаешь их тайну.
Истчоник:
интернет-журнал "КомпасГид"