Третий класс в швейцарских школах - предвыпускной и фактически соответствует нашему десятому, хотя возраст учеников несколько иной: швейцарцы заканчивают среднюю школу не в 16-17 лет, как у нас, а в 19-20 лет. Два последних класса составляют как бы переходную ступень между средним и высшим образованием. Так что я, отправившись в Швейцарию после окончания средней школы, попал в группу, где учились мои сверстники. Первым делом мне предложили выбрать профиль
обучения. Школу в Украине я окончил с очень хорошими оценками, поэтому свободно мог записаться в один из специализированных классов - с экономическим, юридическим или лингвистическим уклоном. Но я сознательно выбрал общеобразовательный класс, поскольку считал, что трудностей с адаптацией в незнакомой обстановке мне хватит и без дополнительных предметов.
В нашем классе оказалось 14 человек, все - парни. Потом мне объяснили, что по программе именно в общеобразовательных классах предусмотрено наибольшее количество часов на математику, которую швейцарские девчонки любят так же мало, как и украинские. Кроме математики в расписании фигурировали физика, химия, информатика, английский и немецкий языки, история, история религий и физкультура. Каждую неделю проводились лабораторные: одну неделю - по физике, другую - по химии.
В нашей школе, как и в большинстве кантонов Швейцарии, была пятидневка. Занятия начинались в 8.00, а заканчивались около 16.00. В полдень был перерыв, причем именно перерыв, а не просто большая перемена, потому что мы успевали не только спокойно поесть, но и поваляться на травке. При этом в столовой, если не наелся, можно было бесплатно получить в качестве добавки сколько угодно гарнира.
Первое время было довольно трудно привыкнуть к шестибалльной системе оценок. При этом оценки у швейцарцев могут иметь форму не только целых, но и дробных чисел. Например, если за работу с небольшой ошибкой вам ставят 5,8 балла, то это считается очень даже неплохим результатом.
После первых занятий я с удивлением обнаружил, что многое из того, что мои одноклассники изучали как новый материал, я давным-давно знал из курса украинской средней школы (все-таки не зря говорят, что отечественное образование до сих пор одно из лучших в мире). Зато какое у них оснащение! Мы ставили опыты на самом современном лабораторном оборудовании, занимались языком в прекрасных лингафонных кабинетах. Про свободный доступ в Интернет, который до сих пор остается несбыточной мечтой украинского школьника, я не говорю.
Самым большим сюрпризом стало для меня отношение моих одноклассников к учебе. В швейцарских школах нет списывания! Я много раз наблюдал, как кто-нибудь из ребят, не успев или просто поленившись сделать домашнее задание, потом терпеливо выслушивает «комплименты» учителя - педагоги из-за невыполненной домашней работы бушуют точно так же, как их украинские коллеги. И никому из моих швейцарских друзей ни разу не пришло в голову взять у приятеля тетрадь с готовой работой и таким образом решить свою проблему.
Правда, при этом надо иметь в виду, что на общий балл подобные неприятности никак не влияют, ведь засчитываются только оценки за контрольные. Лично мне эта система нравится, она гораздо менее формальная, чем наша, и более справедливая: никакая «шальная» двойка за не сделанное вовремя упражнение не испортит итоговой оценки, при условии, конечно, что допущенные пробелы ты сам потом исправишь.
Оценки ставят только за контрольные. В течение учебного года по каждому предмету проводится определенное количество контрольных работ, причем часть из них - сюрпризом, безо всякого предупреждения. Это делается для объективности проверки знаний учеников. За год ученик должен набрать определенное количество баллов по каждому предмету.
Тот, кто не дотянул до нужного уровня, остается на второй год. В нашем классе из 14 ребят таких оказалось четверо, так что требования довольно высокие. Остаться на второй год можно только один раз: дважды второгодника просто отчисляют из школы, и бедняге приходится или искать себе работу - а с таким «образованием» на приличную нечего и надеяться, - или пробовать поступить в какой-нибудь техникум.
Я успешно закончил третий класс и получил соответствующий сертификат. Если бы я проучился еще год, то мог бы стать обладателем аттестата, дающего право на поступление в университеты Швейцарии и Франции. Четвертый класс, в который по итогам года перешло большинство однокашников, является выпускным. Выпускные экзамены одновременно засчитываются как вступительные в любом вузе Швейцарии.
Еще надо отметить, что мне очень повезло с принимающей семьей. Родители, несмотря на свою занятость, старались показать мне как можно больше интересного, заботились о том, чтобы я не скучал и не чувствовал себя одиноко. Кроме швейцарских «мамы» и «папы» у меня оказалось сразу два «брата» - один старше меня, другой младше. Они уделяли мне очень много времени, и это при том, что семья, согласно условиям обменной программы, за мое у них размещение ничего не получала!
Год не просто пролетел быстро - он промчался. За это время я овладел немецкий, усовершенствовал английский, начал немного говорить и понимать по-французски, научился классно кататься на лыжах, привык к национальному швейцарскому блюду фондю (расплавленный сыр, который едят с ломтиками хлеба) - и по-настоящему влюбился в эту сказочную страну. Вернувшись домой, я довольно легко сдал вступительные экзамены в Киевский университет им. Т.Г. Шевченко на факультет экономики, где сейчас и учусь. Встречаясь с множеством незнакомых людей, каждый день сталкиваясь с новыми проблемами, принимая абсолютно самостоятельные решения, я только теперь понимаю, какой ценный жизненный опыт я получил в Швейцарии. Так что всем, у кого есть так же.