Суд Европейских сообществ представляет собой один из наиболее важных органов Европейского Союза. По сравнению с Советом, Комиссией и Парламентом он может показаться сугубо профессиональным органом. Однако его роль в жизни Сообществ очень весома.
Само существование Суда, его функции и полномочия, практика деятельности отражают природу и своеобразие Сообществ. В одном из официальных изданий ЕС прямо говорится, что без Суда «не было бы европейского права и без европейского права не было бы больше Сообщества», а также, что «принципы, лежащие в основе правовой системы Сообщества, а именно – верховенство и немедленное вступление в силу европейских законов во всех странах-участницах, не были специально предусмотрены в договорах. Они были сформулированы и торжественно подтверждены Судом при отправлении правосудия».
Cуд был учрежден в ЕОУС в 1952 г. Он появился потому, что государства-члены, а еще в большей мере угледобывающие и сталелитейные предприятия были заинтересованы в институте, способном контролировать соблюдение условий Договора о ЕОУС как его участниками, так и Высшим руководящим органом, решения и действия которого вызывали критику за стремление к жесткому администрированию. В соответствии с Парижским договором 1951 года Суд должен обеспечивать «соблюдение закона при истолковании и применении настоящего Договора, а также правил, установленных с целью его выполнения» (ст. 31). За время «одинокого» существования ЕОУС Суд рассмотрел 137 дел, среди которых преобладали споры между предприятиями и Высшим руководящим органом. Суд на этом этапе начал не только применять, но и развивать принципы правового регулирования, провозглашенные в Договоре о ЕОУС.
Опыт ЕОУС был воспринят Римскими договорами 1957 года. Вначале предусматривалось, что каждое Сообщество будет иметь собственный отдельный суд. Однако сразу же после подписания Договоров о создании ЕЭС была составлена и подписана Конвенции о некоторых общих институтах, на основе которой был образован единый Суд для всех трех Сообществ.
В соответствии со своими полномочиями Суд стал рассматривать иски Комиссии по поводу нарушений условий учредительных договоров государствами-членами, а затем и иски правительств государств-членов, протестовавших против действий Комиссии. Со временем в деятельности Суда увеличивалось число дел, связанных с исками физических и юридических лиц, в большинстве случаев из сферы частного бизнеса.
Основные положения, регламентирующие деятельность Суда ЕС, закреплены в Договорах о ЕС, Статуте Суда ЕС и Правилах процедуры Суда ЕС.
Главное предназначение Суда ЕС (формулировка воспроизводится неизменно во всех учредительных договорах) состоит в обеспечении единообразного истолкования и применения права ЕС в том виде, как оно закреплено в учредительных актах (ст. 220 Договора о ЕС). Данное выражение на первый взгляд создает впечатление некоторого ограничения юрисдикции и полномочий Суда. Однако в действительности это не так. Суд ЕС принадлежит к числу институтов, наднациональный характер которых очевиден. Этот институт в целом независим от государств-членов, а его решения являются для них обязательными. Поэтому очевидно, что, создавая такой судебный орган, государства-учредители постарались достаточно четко определить рамки его деятельности. Данная формулировка говорит о том, что именно Суд обеспечивает единообразное толкование и применение норм права Европейских Сообществ. Это означает, что юрисдикция Суда, во-первых, распространяется на все те области, которые отнесены к ведению Сообществ, и, во-вторых, Суд следит за тем, чтобы право ЕС единообразно применялось всеми государствами-членами. Практика Суда ЕС подтверждает, что во всех тех случаях, когда, по мнению Суда ЕС, имела место попытка уклониться от единообразного применения норм права ЕС, от соблюдения принципов, определяющих соотношение норм национального права и права ЕС, Суд признавал такие действия или акты противоречащими праву ЕС, даже если речь шла о нормах национального конституционного права.
Источник:
Курсовые работы от Socrat.info