Самый первый мост Петербурга
Основание Петербурга связано с борьбой России за возвращение захваченных Швецией в ходе Ливонской войны исконных русских земель, за выход к морским торговым путям, без которых к концу XVII в. стало невозмож¬ным дальнейшее экономическое и культурное развитие страны.
Местом для выхода России к морю и за¬кладки города-порта Петр I выбрал
дельту Невы — реки, по которой издавна проходил водный торговый путь «из варяг
в греки»*.
Для овладения этой стратегически важной территорией в ходе Северной
войны русскими войсками была взята осенью 1702 года крепость Нотебург, которую
шведы построили у истока Невы из Ладожского озера, на месте древ¬него новгородского
города Орешка.
Весной 1703 года после непродолжительной осады и бомбардировки
была взята вторая сильно укрепленная шведская крепость Ниеншанц, расположенная
в месте впадения в Неву реки Охты.
Долгожданный выход к морю был отвоеван, но шведы с этим не примирились
и продолжали военные действия. В условиях войны строить город можно было, только
обеспе¬чив его надежную защиту. Поэтому, чтобы закрепить столь важные победы,
отстоять отвоеванные земли от шведской армии, расположившейся неподалеку, и
флота противника, крейсировавшего в Финском заливе, Петр I решил построить крепость
на небольшом
Заячьем острове (шведское название Люст-Елант, т. е. «Веселый остров»), расположенном
в месте разветвления Невы на два широких рукава — Большую и Малую Неву.
Положение
вновь строящейся крепости на острове было стратегически выгоднее, чем крепости
Ниеншанц, ибо она находилась ближе к устью, была отделена от суши протоком и
могла огнем своих пушек защитить город со стороны моря.
Закладка крепости, названной Санкт-Петербург («Санкт-Питер-Бурх»),
состоялась 16 мая 1703 года.
Строилась она очень поспешно, причем из-за недостатка лопат, кирок,
тачек и конных повозок «работным людям» приходилось землю для возведения бастионов
(раскатов) извлекать руками и переносить в полах рубах.
Для перенесения земли
с Петер¬бургского острова через неширокий проток был наведен шаткий наплавной
мост, и по нему шли бесконечной вереницей крепостные — «подкопщики» со своей
тяжелой ношей. Этот мост по праву можно считать первым мостом в истории Петербурга.
*Из-за трудности прохождения Ивановских порогов на Неве часть судов пользовалась обходным путем через водную систему озер и волоков Карельского перешейка. Этот путь охраняли кре¬пости Выборг, Корела и Тиверск.